Воспитание детей
![]() |
Не так давно прочитал статью одной китаянки, которая проживает в США, о воспитании детей. Автор статьи рассказывает о том, что допустимо или недопустимо для китайских родителей в воспитании. Очевидно, что воспитательной системе характерен перфекционизм. Признается только оценка «отлично», все остальные за оценки не считаются, в противовес России и Европе. У нас «хорошо», а порой «удовлетворительно» (хотели бы вы лечиться у врача, который учился на «удовлетворительно» или все-таки у того, что только на «отлично»?) считаются вполне приемлемым результатом и родители в большинстве своем не будут ругать ребенка, а просто скажут «постарайся получить в следующий раз лучшую оценку». Китайская мама же напротив подключит все методы воздействия, в том числе и запрещенные (шантаж, запрет и проч.), чтобы ребенок достиг собственной цели.
Мне частично импонирует эта точка зрения и вот почему. Современный социум устроен таким образом, что процесс адаптации ребенка к среде, максимально облегчен. Детям в большинстве своем не надо заботиться о средствах, будущем и т.п., все это сделают родители. При этом родители оставляют адаптацию к взрослой жизни на тот период жизни, когда ребенок закончит ВУЗ или устроится работать.
Естественно, что в таких условиях маленького ребенка будет интересовать только то, что мелькает, что не требует усилий, что не требует какой-либо работы мозга. Чаще все поэтому интерес дети проявляют к телевизору и в лучшем случае к компьютерным играм. И надо сказать родители не препятствуют этому, так как в то время, как ребенок находится у телевизора, можно переделать множество дел, да и не беспокоит ребенок в это время. Что же касается полезных с точки зрения развития интеллекта дел, то на них ставится родителями грифы «ему не интересно», «у него нет способностей», «у меня нет времени». Я видел множество таких грифов: «ему не интересно собирать Lego », «ей не нравится английский», «ей скучно заниматься танцами», «у него плохая координация», «для футбола он слишком неуклюжий», «он может простудиться после бассейна» и т.п., которые являются великолепными отговорками, чтобы ничего не делать!
Не стоит ли задаться вопросом: «А как может быть что-то интересным, чего ты делать не умеешь?» Ответ прост: «никак». Не может понравится собирать конструктор, если не пробовал его собирать, если родители не помогли научить его собирать. Не могут понравится танцы, если родители не записали в кружок, если не помогли разобраться со сложными для ребенка элементами. Интересно, прежде всего то, что получается, где есть результат.
Стало быть китайские мамы в чем-то правы, когда заставляют довести дело до отличного результата, лишь тогда ребенок сможет понять нравится ему это или нет. И среди множества «понравившегося» и «непонравившегося» можно найти то, в чем ребенок может быть талантлив.
А поводу «запрещенных методов»… решать родителям.
Дмитрий Андреевич Красножон, 13 февраля 2011 года. Дома отключили интернет...